Ресурсы


Эволюция дизайна интерьера вагонов: скрыть всё, что должно быть скрыто


15.03.2021

Промышленный дизайн существовал даже тогда, когда этого термина не было в помине, а сформулированные его идеологами принципы нарушались.

Он был, просто был невысокого уровня.

Впрочем, многое зависит о конкретной сферы.

Если мы говорим об автомобилях, например, вероятно он был там в приоритете почти с самого начала, с первого же поколения авто. Это диктовалось требованием к индивидуальности, ведь автомобиль принадлежит конкретному владельцу, а значит должен его украшать.

Слабым с точки зрения дизайна был сегмент общественного транспорта. Особенно ж/д. Упор делался на функциональность и безопасность, но никак не на красоту и изящество линий и форм.

Со временем ситуация изменилась. Современные пассажирские поезда выглядят индивидуально и стильно. При этом главные требования к ним, как общественному транспорту, сохраняются: безопасность, надёжность и функциональность не должны приноситься в жертву эстетике.

Задача разработчика соответственным образом усложнилась: теперь нужно учитывать всё.

В качестве иллюстрации приведём конкретный пример - эволюция вагонных интерьеров.

Вагон представляет собой каркас с двумя слоями обшивки: наружной и внутренней. Между ними находятся различные конструктивные элементы и коммуникации.

Чтобы иметь сервисный доступ к тому, что скрыто, часть элементов внутренней обшивки делается съёмной, в виде люков на петлях и поворотных замках, запирающихся стандартными ж/д ключами.

Поворотный замок

Традиция использовать такие замки вынуждает дизайнеров мирится с их присутствием в интерьере.

Кроме эстетики есть и другие вопросы к этой технологии.

Попробуем все их перечислить.

Проблемы поворотных замков на интерьерных панелях вагона метро:

1. безопасность доступа: низкая секретность треугольных личинок;

2. надёжность в условиях вибрации и деформации конструкции: риск самооткрывания поворотного язычка в условиях перегрузки;

3. эргономика и время на эксплуатацию и контроль:

на длинных панелях нужно последовательно открыть несколько замков ключом;

при проверке вагона в Депо контроль каждого замка осуществляется вручную поворотом ключа, что приводит к значительным потерям времени;

4. дизайн: замки, которые выполняют всего лишь функцию крепежа панелей, вынуждены становится частью дизайна интерьера вагона.

Теперь расскажем о том, как все эти задачи были учтены в рамках одного единственного решения.

1. Безопасность доступа.

В ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) есть понятие «идеального объекта», оно гласит «Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется».

Самая секретная личинка замка - личинка, к которой невозможно подобрать ключ. Доведём эту идею до крайности - избавимся от личинки вообще. Заменим наружный поворотный замок на скрытый роторный.

Он представляет собой встраиваемый, полностью скрытый внутри запираемого пространства защёлкивающийся механизм, который требует дополнительного устройства для приведения в действие, так как никаких видимых снаружи деталей у него нет.

2. Надёжность.

Роторным (от лат. roto «вращаться») замок называется из-за устройства язычка, который при запирании поворачивается вокруг штифта (своей ответной части), надёжно замыкая его внутрь корпуса замка. Такой механизм обеспечивает надёжность фиксации двери даже при сильной вибрации и значительной деформации запираемой конструкции.

3. Эргономика и экономия времени.

Система состоит из трёх рабочих частей:

- роторный замок (то, что, собственно, закрывает, то есть фиксирует панель в закрытом положении);

- актуатор (устройство, приводящее роторный замок в действие);

Актуатор можно убрать с видимого пространства и разместить в незаметном месте. Гибкие тяги в оплетке позволяют организовать работу актуатора и роторного замка на значительном расстоянии друг от друга.

- тяга (гибкое соединение двух указанных выше механизмов между собой).

Тяга, заключённая внутрь кожуха, будет двигаться, невзирая ни на какие внешние препятствия. Каждая из этих частей может включать в себя несколько элементов.

То есть большую панель можно оснастить сразу несколькими роторными защёлками и соединить их гибкими тягами с одним актуатором.

К одному единственному актуатору можно присоединить роторные замки разных панелей.

Таким образом одним движением открывается вся панель либо соответственно сразу несколько панелей одновременно.

4. Дизайн.

Как сказал Дитер Рамс, создатель концепции функциональной простоты и braun-стиля, «Хороший дизайн - это как можно меньше дизайна».

Убирая с поверхности все технические детали и заботясь о лаконичности, скрывая всё, что должно быть скрыто, мы даём возможность реализовывать дизайн-концепты в том виде, в котором они создаются дизайнерами на этапе проектирования интерьера.

Такое решение - пример того, как промышленный дизайн позволяет соединить функционал и эстетику, не идя на компромиссы, но и не жертвуя ни тем, ни другим.

ООО "Шраубен М.У.Н." с 2000 года работает по внедрению современных транспортных компонентов.

+7(495)6401528

info@schraubenmun.ru

www.schraubenmun.ru

Вернуться домой